От восток солнца...

Экспедиция к православным островам. Сахалин и Курилы.


Летом 2007 года экспедиция от Троице-Сергиевой Лавры отправилась в дальний путь на Сахалин. Им предстояло посетить удивительную землю – особенную епархию Русской Православной Церкви, расположенную на 59 островах Сахалина и Курил. Но самая важная цель этой экспедиции – водворение иконного изваяния Святителя Николая-Чудотворца на самом крайнем рубеже нашей Родины, на погранзаставе острова Танфильева, всего в 7-ми милях от границ Японии…

 

            Сведений о Сахалине, огромном острове Дальнего Востока, как это ни странно, совсем немного. Энциклопедические издания содержат общие статьи: географическое положение, самый краткий исторический экскурс, этнография, полезные ископаемые, населенные пункты. Семь часовых поясов разделяют Москву и Сахалин. На этот остров рассвет приходит на семь часов раньше, чем в столицу. Самолётом – это долгие девять часов полета навстречу убыстряющему свой бег времени. Таков самый быстрый путь на самый дальний островной восток России. А за Сахалином ещё россыпь русских островов – Курилы…

 

            …Ещё в первой половине XVII века по волнам Тихого океана, держа путь всё дальше на восток, плыли два русских коча – маленькие парусные судна. Первопроходцев звала мечта открыть неведомые земли. И земля вскоре предстала перед ними – горячая, огненная, курящаяся. Так и назвали её – Курилы. Русские казаки, недавно сменившие коней на утлые судёнышки, увидели удивительные острова, населённые многочисленными животными.


На протяжении долгих лет одна экспедиция за другой пускались в плавание. Так было нанесено на карту 30 крупных и множество мелких островов. Самый большой из них, Сахалин, был открыт в 1640 году казаком Иваном Москвитиным. В своих посланиях первопроходцы сообщали в столицу: «…А на острову много зверя всякого и всякой рыбы на острову много есть…».


            Царский указ того времени: «…Приложить чаяния по сыску иных народов богатых, которые живут на островах, проведать про них лаской и учинить с ними дружбу и торговые промыслы…». Коренные жители Сахалина – гиляки, или иначе нивхи. Исследователь Дальнего Востока Леопольд Иванович Шренк относил гиляков к загадочным краевым народам Азии. Айны же населяли юг Сахалина, они ушли оттуда вследствие притеснения японцев.

 

            В середине XIX века Сахалин и Курильские острова становятся своего рода рубежом православного мира в северной части Тихого океана. Тогда же и началось распространение православия на Сахалине, который ещё оставался территорией русско-японского соперничества.

 

            21 сентября 1853 года – памятная дата Сахалинской истории. В этот день начальник Амурской экспедиции Геннадий Иванович Невельской высадил десант в айнском селении Томари-Анива в бухте Лососей, чтобы основать пост в главном посёлке Южного Сахалина – «чтобы не было никаких сомнений, что Россия всегда признавала территорию острова Сахалин своею». Будущий начальник Сахалина Николай Буссе, участвовавший в десанте,  записал: «Матросы выстроились в две шеренги. Я, подняв русский Андреевский флаг, встал перед ними. Скомандовав «Шапки долой!», Невельской приказал петь молитву. Команда запела «Отче наш», затем «Боже, Царя храни», раздалось русское «Ура!» - и Сахалин сделался русским владением. Собравшиеся японцы и айны с удивлением смотрели на нас.»

 

            С того времени прошло лишь полвека – и разразилась русско-японская война. Начало XX столетия ознаменовано деятельной подготовкой к мировой войне. Ведущие державы, определявшие европейскую и мировую политику, вооружались. Япония тоже наращивала вооружение, строя с помощью прежде всего Англии и Америки мощный военный флот, предназначенный для войны с Россией. Цусима и Порт-Артур неотвратимо приближались.

 

            Россия тоже готовилась к неизбежной войне, ставшей предвозвестием войны мировой и трагедии русской революции.

 

            24 января 1904 года Токио разорвал дипломатические отношения с Петербургом. В ночь на 27 января японский флот атаковал российскую эскадру, стоявшую на порт-артурском рейде. Началась война.

 

            С 1905 года, на долгих сорок лет, весь Южный Сахалин отошёл Японии согласно Портсмутскому договору. Большая часть русского населения покинула остров. Православные церкви на Южном Сахалине были либо разрушены, либо разграблены и заняты японскими учреждениями.

 

            В преддверии Второй Мировой войны СССР и Япония подписали мирный договор. Для обеих сторон такой шаг являлся не более чем необходимым политическим решением – Япония, как и СССР, не могла вести войну на два фронта. Мирный договор стал этапом подготовки к войне.

 

            В соответствии с решением Потсдамской конференции от 8 мая 1945 года СССР объявил войну милитаристской Японии – военные действия на Дальнем Востоке были следствием отказа Японии выполнить требования этой конференции союзных держав. Началась южно-сахалинская операция силами 16-й армии и Северной Тихоокеанской флотилии. На Южном Сахалине дислоцировалась 88-я пехотная дивизия.

 

            В середине августа 1945 года отряд боевых кораблей Северной Тихоокеанской флотилии взял курс на Отомари – до 1905 года это был портовый город Корсаков. Одновременно с южно-сахалинской операцией советские войска провели курильскую десантную операцию с целью овладения Курильскими островами. К исходу 23 августа на о. Шумшу, наиболее укреплённом острове Курильской гряды, ожесточённое сопротивление японских войск было сломлено. Вслед за гарнизоном Шумшу капитулировали остальные войска противника, дислоцировавшихся на Курилах. В Токийский залив вошла армада кораблей союзных держав.

 

Война на Дальнем российском Востоке завершилась нашей победой. Японские войска ушли с Сахалина. Но уход японцев означал возвращение советской власти, идей ленинизма, обрекавших людей на новое продолжение борьбы за светлое будущее, в котором не было места православию. В советское время на Сахалине и Курилах не существовало ни одной церкви, ни одной часовни.

 

Сахалин всегда был особой территорией – приграничной зоной. А это означало – Русской Православной Церкви было не место на советском Сахалине. Это означало, что народ, лишённый прошлого, был обречён не иметь и будущего. Долгие десятилетия атеизма и богоборчества оставили свой печальный след на этой земле и в душах людей. И только в 1992 году православный Сахалин стал возрождаться. Теперь православная Церковь совершает своё спасительное служение и здесь, на самом дальнем островном востоке русской земли, единой верой и жребием своего служения Богу.


…И вот в один из июльских дней 2007 года борт с иконным изваянием Святителя Чудотворца Николая прибыл в Южно-Сахалинск. Образ великого святого, ревностного поборника веры Христовой, великого светоча Православия, покровителя Руси, был доставлен из Москвы, чтобы водвориться на самом дальнем пограничном острове России, ближайшем к Японии, - острове Танфильева.

 

Остров Танфильева – остров Малой гряды Курильских островов. Площадь 15км2. Поверхность острова равнинная (максимальная высота 15м). Остров покрыт травянистой растительностью, заболочен. Назван по имени географа, геоботаника и почвоведа Г.И.Танфильева. На острове находится пограничная застава и небольшое сезонное предприятие с несколькими десятками рабочих.


 Этот остров оспаривается Японией, которая включает его в состав своей субпрефектуры Немуро префектуры Хоккайдо.

 

ВИТАЛИЙ АЛАДЬИН, доктор экономических наук: «Самым значительным событием в мировой истории XX века была Вторая мировая война, в которой Япония приняла участие как агрессор. И это было признано несколькими международными актами, например, в Крымском соглашении трёх великих держав, подписанном в Ялте, и Потсдамской конференции 1945 года. Япония безоговорочно признала все положения Потсдамской декларации, которые ограничивали территорию Японии четырьмя главными островами – Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку. В 1951 году был заключён мирный договор между Японией и воюющими державами. Согласно этому договору, подписанному в Сан-Франциско 8 сентября 1951 года, в пункте 2 Япония отказалась от всех прав на Южный Сахалин и Курильские острова, включая Малую курильскую гряду. И она не имеет возможности в соответствии с международным правом заявлять территориальные претензии к России, так как Сан-Францисский мирный договор на сегодняшний день имеет бессрочный характер.


            Из важнейших аспектов принадлежности Курильских островов России хочу отметить их экономическое и военно-стратегическое положение – они являются естественным рубежом, а также богатой кладовой возобновляемых биологических ресурсов (только по предварительным оценкам ёмкость этих ресурсов составляет 4,5 млрд долларов ежегодно.


            Самым южным островом Курильской гряды является остров Танфильева, который находится всего в 7 милях от Японии. Он примечателен тем, что как раз мимо него проходит тёплое течение – это единственный незамерзающий выход из Охотского моря в Тихий океан для нашего флота. Если Россия лишится этого острова, то порты Владивостока, Находки станут внутренними портами и будут ограничены в возможности своего использования».

 

И вот туда, на край земли русской, на стратегически важный для России пограничный остров и направляем мы наш путь. Воистину мы живём в судьбоносные времена. Совсем недавно Церковь была гонима, вера Христова в поношении, атеизм являлся государственной политикой. И вот теперь, буквально на наших глазах – возрождение духовной жизни «от Москвы до самых до окраин».

 

Но ещё предстоял долгий путь. И только благоволением свыше он мог совершиться успешно. Дело в том, что погода на Курилах абсолютно непредсказуема – климат здесь во многом определяет океан. Сильные морские ветры приносят на острова облака, вобравшие влагу океанских просторов. И в то лето Южные Курилы и Кунашир, куда нам предстояло лететь, сопровождая Святителя Николая, ещё не видели чистого неба – дожди, сплошная облачность. К тому же прогноз метеорологов был неутешительным – Южные Курилы закрыты тяжёлой пеленой облаков.

 

Оставалось надеяться на помощь Божью. И вот Кунашир дал «добро» на вылет. Из Южно-Сахалинска до Кунашира морем больше 2-х дней при условии хорошей погоды, или около 3-х часов в полёте при благоприятных ветрах. Самолёт транспортной авиации с изваянием Святителя Николая на борту берёт курс на Кунашир.

 

Кунашир встретил нас туманом и через полчаса всё затянуло плотной мглой. А ночью разразилась сильнейшая гроза. Утром же – на небе ни единого облачка, в природе какая-то особая тишина и мир, только от подножия вулкана медленно подымались мощные столбы пара из горячих недр Кунашира, воочию оправдывая название островов – Курилы. О ночной грозе и шквалистом ливне напоминали только крупные капли на траве, светящиеся в лучах утреннего солнца. Всё содействовало нашему перелёту на военном вертолёте на остров Танфильева, по прямой – это ещё почти 100км над морем.

 

НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВ, генерал-лейтенант авиации, Герой РФ: «У России есть сложные границы, например, кавказская граница. А есть граница на востоке, на которую претендует другое государство – Курилы. Это самый острый политический момент на государственной границе. И вот нам предстоит укрепить нашу границу не с помощью оружия, а с помощью силы духа. Наши святыни должны быть установлены на этой границе. Нам выпала великая честь участвовать в историческом процессе».

 

            После слов генерала, простых, но очень действенных и верных, после благословения епископа Даниила, все, кто летели на остров Танфильева, вдруг всем существом своим поняли, что всё происходящее – не только и не столько выполнение приказа и послушания, сколько исполнение воли Божией защищать Отечество, которое было и есть Святая Русь.

 

            Парой вертолётов мы вылетели на приграничный остров Танфильева. Осталась позади береговая полоса Кунашира, под нами океан, а впереди – почти сотня километров над океаном и предстоящая установка изваяния Святителя Николая. Образ Чудотворца должен быть установлен на самом края родной земли – обрывистом берегу острова Танфильева. В небе над Курилами как-то сами собой вспомнились библейские слова-пророчества: «Господь воззовёт прошедшее».

 

            Наш борт летел в паре с вертолётом, который вёз на внешней подвеске трёхметровую статую святого. Через иллюминаторы было очень хорошо видно, как российская боевая машина несёт над океаном священное изваяние, заключённое в металлический каркас-ковчег. Было что-то мистическое в этой удивительной реальности – бескрайнее небо, бескрайний, от горизонта до горизонта, океан и светлый отблеск на водной поверхности, точно подсвеченный скульптурой, парившей в небе.

 

            Началась пелена облаков, предвозвещая близость суши. Лучше и точнее всего означить состояние всех – и экипажа вертолёта, и всех нас – одним словом: молитва, чтобы Господь и Святитель Николай помогли нам.

 

            И вот наконец остров Танфильева. Самый ответственный момент. Как сказал владыка Даниил: «На Бога надеяться, самим не плошать». И в этих лапидарных, как-то очень по-русски звучащих словах, и во всём происходившем было что-то по духу суворовское – очень русское и славное, что-то очень далёкое по времени, но времени не подвластное. «Господь воззовёт прошедшее.» Это и происходило на наших глазах. Этому, Богу содействующему, мы стали причастны.

 

            Установить изваяние – само по себе ювелирная работа. Но установить мало – нужно установить так, чтобы Святитель Николай благословлял не морские просторы, а пограничную заставу. Наш генерал, тоже в святом крещении Николай, перед вылетом спрашивал владыку Даниила, как должно быть ориентировано изваяние. Но в той исключительно сложной работе, когда действия военных лётчиков управлялись всего лишь по команде радиосвязи и они действовали фактически вслепую, чтобы попасть буквально сантиметр в сантиметр на крепежи платформы-основания – в этой ситуации об ориентации изваяния уже не было и речи. Об этом просто забыли. Но совершая усилия человеческие, всё остальное отдали на волю Божью и содействие Святителя Николая.

 

            И Святитель сам встал как должно, благословляя российскую погранзаставу и русские владения, свидетельствуя о том, что границы Родины священны и неприкосновенны!

 

            Когда-то русские первопроходцы дали проливу, разделяющему две страны, очень точное название – пролив Измены. «Измена» на книжном церковно-славянском языке означает «изменение, перемена». Так оно есть и поныне – пролив служит изменением, переменой между Россией и Японией, границей между двумя государствами.

 

            Слава Богу, наша миссия выполнена – бронзовое исконное изваяние Святителя Николая возвышается на высоком берегу российской границы. И, наверное, слова «границы родины священны» для пограничников отныне станут символом воинского долга в нераздельном единстве с Христовой верой.

 

            На все времена справедлив и истинен завет наших предков, созидавших великую и славную Россию: «Русь, храни веру православную. В ней же тебе утверждение».

Текст: Епископ Иаков
Добавлено 13 июля 2015
Share